В галерее VLADEY на Винзаводе выставлены работы Новосибирской художницы Маяны Насыбулловой: Ленин-чебурашка, Ленин-Будда и другие воплощения вождя. Выставка открыта до 23 января, вход totally free.  А мы поговорили с Маяной о том, как заработать на Ленине.

 Маяна, расскажи, как возникла идея проекта?

Все началось с шутки- просто разукрасила пару фигурок Ленина по приколу, а потом ко мне приехали друзья-художники и скупили все статуэтки. Я поняла, что у этой идеи есть коммерческий потенциал. Стала продавать  в VK, начались заказ за заказом. Но популярность проект приобрёл после того, как мэр-коммунист нашего города Новосибирска узнал об этом и назвал «надругательством над святыней». После этого мне начали звонить из всех городских изданий, просить комментария, об этом еще на НТВ вышел сюжет. Самая забавная статья называлась «художница из Новосибирска удивила коммунистов своим бюстом». Мне от всего этого только лучше- продажи увеличились.

У тебя было несколько супер удачных попаданий, например, Ленин-неваляшка. В это время в Украине как раз начались массовые сносы памятников Ленину. Ты стараешься делать проект актуальным?

Это случайные совпадения. Мне просто интересно искать клишированные формы в пространстве и использовать их.Ленин-уточка тоже случайное попадание. Пошел хайп после фильма Навального «Он вам не Димон», где была желтая резиновая уточка. В результате продала на аукционе фигурку за 4,500€.

Как-то изменился твой подход к работе после участия в крупных московских аукционах и Биеннале?

Да, теперь я не просто штампую сувенирную продукцию, а тщательно работаю над техникой выполнения, над деталями.

 Ты смеешься над культом Ленина?

Нотка иронии в этом есть. Но я показываю, что Ленин стал мемом, пустым символом, который можно наполнять всем, чем угодно. Мы живем в советском бэкграунде вперемешку с american dream, особенно это чувствуется у нас в Сибири. Мой проект cкорее об этом. Я считаю, что пора изучать его, как человека. У него очень интересные письменные труды и размышления. Это интересная фигура.

Почему ты назвала свою выставку «Кризис веры»?

Я не знаю, во что мне верить сейчас. Происходит тотальный тотемизм всего. У меня православная семья, много друзей буддистов, но нигде я не вижу чего-то чистого, это коммерция какая-то. Это кажется маркетинговым планом, а не верой.

Как считаешь, образование важно для того, чтобы развиваться в творчестве?

Нет, вообще считаю, что образование может даже испортить художника, потому что во многих творческих вузах тоталитарный режим.

Тебе не кажется, что в современном искусства очень много пустой концептуальности?

Есть классная история. Куратору одной выставки прислали фотографию скульптуры. Он говорит: «Готов выставить». А скульптор отвечает: «В смысле? Давай денег на бронзу. Это просто фотография из инета, дашь денег- могу сделать». Это я к тому, что не только пустой концептуальности много, так еще и псевдо художников.

А в Сибири как вообще с искусством и возможностями?

Слушай, ну у нас как везде. Государство внедряется в искусство, но очень хитро. Никто уже не запрещает выставки-просекли фишку, что таким образом только помогают художникам раскрутиться и выйти на уровень западный. Обволакивают просто события паутиной скуки, но это можно обойти- использовать пространство, которое открыто для всех. Есть стол, за которым можно сесть- возьми и поставь свои работы на него, никто ничего тебе не сделает, если ты это не продаешь, а просто показываешь. Я после того, как познакомилась с художниками из Узбекистана поняла, что у нас вообще не так все плохо, у них реально полицейский режим.

А что на счет «сложно пробиться»?

Это миф для оправдания себя.Если ты каждый день делаешь по шагу- все будет окей. Нет у нас ничего невозможного. Я же как-то из Новосиба попала в Москву на Биеннале, в галерею Vladey и в GARAGE.